ЗАКАТ ФИЛОСОФСКОГО ФАКУЛЬТЕТА УрГУ: УМЕР ПИВОВАРОВ
На следующий день после Рождества сын Даниила Валентиновича Пивоварова Даниил Даниилович сообщил в первую очередь выпускникам философского факультета, что «вчера, в Рождество, ушел из жизни мой отец». За два месяца до кончины знаменитого профессора с помпой отмечали 50 летний юбилей философского факультета УрГУ. И хотя УрГУ уже нет, а есть УрФУ, и факультета нет, а есть департамент, все старательно делали вид, что имеет место славный юбилей факультета уральского университета. На самом деле юбилей бесславный и факультет завершил свой исторический цикл развития и университет умер. Все это мы от МИЮФА выразили в нашем адресе на имя директора департамента, который разместили также на сайте МИЮФА. И единственный, кто это понял и почувствовал, был профессор Пивоваров – он впервые за много лет дал горькое теле-интервью своему сыну о судьбе философии и философского образования на Урале. Поскольку Пивоваров-младший как выпускник факультета является редактором газеты и ведущим журналистом телекомпании «Ермак», интервью было размещено в социальных сетях и получило признание среди людей наиболее тонко чувствующих положение высшей школы, гуманитарного и философского образования в России, гибель всей налаженной системы подготовки кадров высшей квалификации в стране. Мы рекомендуем посмотреть этот ролик: https://www.youtube.com/watch?v=Xle6_fkzOc0
50 лет философскому факультету и Даниил с первого дня на факультете – с 1965 г. Вначале там давали шикарное образование. Смысл был в том, что философ ходит по земле и заглядывает во все ямы – он должен знать все и разбираться во всех науках. Первый декан Руткевич М.Н. на английский манер решил дать студентам хорошее образование, потому читали 64 естественные дисциплины. Такой философ может разговаривать с физиком, историком, химиком. Потом при других деканах - как в МГУ стали принимать студентов со школьной скамьи, за спиной которых ничего не было, никакого знания, никакого социального опыта. И далее самое интересное начинается в интервью – предлагаем его послушать и посмотреть. Интервью уникально!
Сам Даниил Даниилович пишет в своем скорбном обращении: «Перворазрядник и КМС по самбо, спортивной гимнастике, боксу, фехтованию и легкой атлетике, он успешно учился на радиофаке УПИ, когда объявили об открытии философского факультета УрФУ. Окончил его и всю жизнь проработал там. Создал свою научную школу. С улыбкой прощал сотни плагиаторов, откровенно воровавших целыми страницами. Всегда деликатно, с мягкой иронией критиковал диссертантов. Его принципом был никогда не спрашивать жестко со студентов: если захочет, потом научится, а не захочет - так все равно не научится, поэтому, зачем ставить плохую оценку?
Увлекшись на время религией Бахаи, он послужил причиной ее распространения по миру. Мало кто знает, что у бахаистов он занимает в пантеоне место святого пророка.
Еще меньше людей знают, что, как и его отец, мой дед, Даниил Валентинович немало послужил Родине. Но о его секретных разведывательных загранкомандировках пока говорить еще рано, гриф секретности не снят.
Ко мне он был всегда строг и принципиально учил всего добиваться самому. Никаких протекций, ни при поступлении, ни потом. Но зато у отца я всегда мог получить совет, мог зайти поужинать и поговорить. Его гостеприимный дом всегда был наполнен друзьями. Даже одноклассники, соученики по 13 школе, которую отец закончил, собирались у него ежегодно, на протяжении 60 лет.
Извините, сумбурно чего-то написал».
Каждое слово этого «сумбурного» искреннего письма на вес золота и даже фактологические ошибки (не радиофак УПИ, а физфак УрГУ) положения не меняют. Сын чувствует отца. Что касается меня и нашего курса, то мы рассматривали Даниила как пятикурсника, а сами были на первом. Они выпускники 70 года, а мы 74 года. Этот любимый нами первый выпуск так и остался весь в нашей памяти как «пятикурсники». Все это значит, что занятия с нами они не вели, хотя и пересекались на различных воспитательных площадках вроде киноклуба или стенгазеты «Логос» - пели подражая Высоцкому все вместе по поводу факультетской цензуры партбюро «но Логос, закрыли логос, плохо-с, плохо-с, плохо-с!».
Они навсегда остались нашими старшими братьями, с которыми мы затем заседали в диссертационных советах по десятку лет, встречались на дискуссионных круглых столах, оппонировали диссертации своих учеников и из-за проклятого чувства «хамства близости» не видели их в лицо. Как впрочем, и они нас в упор не видели, поскольку все мы были достаточно яркими личностями. И вот теперь после утраты лучшего из наших пятекурсников-первопроходцев особенно горько ощущать, что мы не смогли получить все богатство человеческого общения с нашими старшими друзьями. Ну а как чувствуют Даниила Валентиновича мои друзья – младшекурсники, как они видели и воспитывались Пивоваровым, ведь им посчастливилось у него учиться и даже быть студентами в группе, в которой он был определен куратором. Слово профессору Гончарову С.З.:
О ДАНИИЛЕ ВАЛЕНТИНОВИЧЕ ПИВОВАРОВЕ,
УЧЕНОМ, ПЕДАГОГЕ И ЧЕЛОВЕКЕ
Даниил Валентинович (1943 – 2016) ушел от нас неожиданно. В конце ноября 2015 г. на праздновании 50-летия философского факультета УрГУ он, как всегда, был бодр и энергичен, а 7 января, в Рождество Христово, его не стало. Прощание с ним состоялось 14 января 2016 г. в 11-00 в УрГУ при полной аудитории, около тысячи человек. Выступили его друзья, товарищи, мне тоже довелось сказать слово.
Родился Даниил Валентинович 29 октября 1943 г. в г. Шанхае (Китай). Семья вернулась на Родину в 1947 году. После окончания специализированной, с английским языком, школы Даниил Валентинович в 1970 г. закончил с отличием философский факультет Уральского госуниверситета, затем аспирантуру, досрочно защитив в 1972 г. кандидатскую диссертацию по теме «Некоторые аспекты практической проверки истинности научной теории»; в 1987 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Операционный аспект идеального отражения».
Трудовую деятельность начал со службы в рядах Советской Армии, которую он проходил в 1962–1965 гг. в ракетных войсках, где был заместителем секретаря парторганизации войсковой части.
В 70-х гг. началась научно-педагогическая деятельность Д.В. Пивоварова. После окончания университета он был приглашен преподавателем на кафедру диалектического материализма: с 1970 по 1975 г. был ассистентом, с 1975 по 1978 гг. – ст. преподавателем, с 1978 по 1986 гг. – доцентом. В 1986 г. – заведующий кафедрой истории и теории научного атеизма (впоследствии переименования в кафедру религиоведения), а Даниил Валентинович был назначен её заведующим; в 1988 г. Д.В. Пивоварову было присвоено ученое звание профессора.
Познакомился с Даниилом Валентиновичем я в начале 70-х годов прошлого века. Он вел занятия по философии в группе диалектического материализма, был куратором в нашей группе в то время. Педагог он был отличный: занятие проходили динамично, Дан (так мы, студенты, его называли), всегда начинал с проблем, с антиномий, с противоречий, сталкивал противоположные суждения, а затем обосновывал свои положения. С нами, студентами, он общался как со своими коллегами, прислушивался к интересным суждениям, развивал их. Ему и нам было легко в общении. Время семинара пролетало быстро, на его занятия не опаздывали. Помню, пришел Дан, как куратор, в общежитие к нашей группе. Сижу на подоконнике. Вижу, Дан поднимается по лестнице с гитарой и пухлой сумкой, бросает мне фразу: собирай народ. В комнате студентов набралось до отказа. Дан поставил стол пред собой, сел, настроил гитару и сталь петь под собственный аккомпанемент. Пел на русском, на английском, на китайском. В детстве он проживал в Шанхае, в русской общине эмигрантов.
Как ученый, Даниил Валентинович был «гностиком», велика была в нем жажда познания, английский язык был его вторым родным языком, он был в курсе новых публикаций и щедро делился новой информацией в своих докладах и публикациях. В 70-е годы прошлого века он публиковал статьи об американском философе П. Бриджмене, лауреате Нобелевской премии по физике, об операционализме, причем так доходчиво и убедительно, что мы, студенты, недоумевали, почему в советской философии критикуют этого философа. Ведь операциональность проясняет многое в области мышления.
В последние годы Даниил Валентинович издавал монографию за монографией, в которых я фигурировал как один из рецензентов. Это – гносеология религии, философия религии, наука и религия, культура и религия и др. Даниил изучал радиотехнику в Уральском политехническом институте (Свердловск), затем увлекся философией, окончил после УПИ философский факультет с золотой медалью, досрочно окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию, затем – докторскую, стал заслуженным деятелем науки, почетным профессором ряда зарубежных университетом (был стажером в США, Великобритании), познакомил американцев с американским философом П. Бридженом, создал свою философскую школу, подготовил 18 докторов и 30 кандидатов наук, многие из которых стали известными учеными; опубликовал около 600 научных работ, среди которых 40 монографий и учебных пособий; был членом различных диссертационных советов, на которых был самым активным: напористо задавал вопросы соискателям, обязательно выступал с критикой в свободной дискуссии, но голосовал, насколько я знаю, всегда «за», а не против.
Он являл собою образ классического и благожелательного профессора, которому было присуще исследование загадочных процессов, тайн звездного мира. В познании Данил Валентинович был неукротим. Как истинный профессор, он соединял научную традицию с новаторством: он выходил за рамки достигнутого к новым возможностям, значениям и смыслом. Такое выхождение за пределы достигнутого (трансценденция) лучше всего характеризует научный облик и мышление Даниила Валентиновича.
Начал Даниил с теоретической и прикладной физики, затем углубился в диалектический материализм и в дальнейшем возвысился до духовной божественной реальности. С 70-летием Даниила Валентиновича поздравила редакция журнала «Духовные традиции народов. Ученые записки Российского православного университета». 2014. № 1-2, в котором помещен журнал в журнале, где опубликованы 6 статей Даниила Валентиновича и большое интервью с ним главного редактора данного журнала Шмидта В.В.
В заключение несколько заметок о нем как о человеке. Даниил Валентинович соединял в себе умную голову, щедрое любящее сердце и умелые руки. Был мастер на все руки. Я бывал в гостях у него и дорогой Азы Михайловны, его жены, неугомонной в гостеприимстве. В одной из комнат видел мебель. Ее смастерил Даниил Валентинович. Зашел в другую комнату, там чего только нет: небольшой сварочный аппарат, сверлильное приспособление, разные инструменты, материал для ручной работы, какие-то заготовки. Помню различные изделия-чеканки. Приносил я медь для таких изделий. Гостей Даниил Валентинович, как правило, фотографировал, из фотографий делал дружеские шаржи, отправлял их гостям, из фотографий и шаржев у него был целый альбом.
Мы переписывались с ним по Интернету. Он знакомил с интересными публикациями, делился мыслями о Руткевиче М.Н. и др. Не было худого слова ни о ком. Был он благожелательным и в науке, и в жизни.
В науке Даниил Валентинович был дерзким, а в общении скромным.
С годами душевно-духовный акт Даниила Валентиновича обретал все более богатое содержание, логика разума симфонировала с аксиологией сердца.
Он и сейчас у меня в воображении: улыбчивый, задорный, полемичный и благожелательный. Сохраним о нем память чтением и обсуждением его трудов.
Сергей Гончаров, д-р филос. наук, профессор,
зав. кафедрой философии, культурологи и искусствоведения Российского государственного профессионально-педагогического университета
Приложение из журнала о Д. В. Пивоварове.
Из журнала «Духовные традиции народов. Ученые записки Российского православного университета». 2014. № 1-2,
HOMO RELIGIOSI: РЕЛИГИЯ ВСЕГДА БЫЛА И ВСЕГДА БУДЕТ
ГЛАВНОЙ ФОРМОЙ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
(к 70-летию профессора Даниила Валентиновича Пивоварова)
Пивоваров Даниил Валентинович — доктор философских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой
религиоведения Уральского федерального универ-ситета (ранее — Уральский государственный университет им. М. Горького).
Родился Даниил Валентинович 29 октября 1943 г. в г. Шанхае (Китай), куда эмигрировал служивший в армии Колчака его дед по материнской линии). После окончания специализированной, с английским языком, школы № 13 г. Свердловска Даниил Валентинович в 1970 г. закончил с отличием философский факультет Уральского госуниверситета, затем аспирантуру, досрочно защитив в 1972 г. кандидатскую диссертацию по теме «Некоторые
аспекты практической проверки истинности научной теории»; в 1987 г. состоялась защита его докторского исследования по теме «Операционный
аспект идеального отражения».
Трудовая деятельность Даниила Валентиновича началась со службы в рядах Советской Армии, которую он проходил в 1962–1965 гг. в ракетных
войсках, где также был заместителем секретаря парторганизации войсковой части.
В 70-х гг. началась научно-педагогическая деятельность Д.В. Пивоварова. После окончания университета он был приглашен преподавателем на кафедру диалектического материализма: с 1970 по 1975 г. был ассистентом, с 1975 по 1978 — ст. преподавателем, с 1978 по 1986 — доцентом.
В 1986 г. ректорат поддержал инициативу уже ставшего авторитетным ученым и педагога — была создана кафедра истории и теории научного атеизма (впоследствии переименования в кафедру религиоведения), а Даниил Валентинович был назначен её заведующим; в 1988 г. — Д.В. Пивоварову было присвоено ученое звание профессора.
Будучи активно включенным в философско-религиоведческий диалог школ и традиций, профессор Д.В. Пивоваров стажировался по программам:
Британского совета на философском факультете Кембриджского университета (Англия, 1977–1978); Фулбрайта в должности визитинг-профессора в Северо-Западном университете г. Эванстона (Чикаго, США, 1989). Он читал авторские курсы общей философии и философии религии, а также специальные курсы: «Проблема идеального», «Теория рефлексии Гегеля», «Основные категории онтологии», «Операциональный аспект научного знания», «Визуальное мышление в изобразительном искусстве», «Религия как социальная связь», «Знание и вера в науке и религии».
В ходе творческой деятельности определился круг научных проблем, сфера научной деятельности, в частности Д.В. Пивоварова: «Идеальное и идеал», «Операциональный аспект знания», «Метод экстраполяции», «Визуальное мышление в науке и изобразительном искусстве», «Неравновесные системы», «Элементарный объект и элементаристский подход», «Диалектика субъекта и объекта», «Религия в основании культур», «Иррациональное в бытии и познании», «Вера и знание», «Наука и религия».
Научные труды Даниила Валентиновича хорошо известны в широких кругах научной общественности благодаря разработанной им синтетической концепции идеального: ученый предложил и построил не только интегральную концепцию религии как сакральной связи человека с Абсолютом, но в начале 90-х гг. осуществил новаторское исследование мировоззренческих основ в те времена мало-изученной и почти неизвестной в России религии Вера бахаи; он ввел в научный оборот ряд таких терминов-понятий, как «познание отчуждающее Homo religiosi: религия всегда была и всегда будет главной формой общественного сознания и осваивающее», «эпистемическая и экзистенциальная истины», «объект-язык и субъект-язык», «имманация», «виртуал», «диалектико-логический алгоритм», «асциент», «арт-бизнес», «арт-философ», «faith-вера» и «belief-вера», «онтология религии», «гносеология религии», «праксеология религии», «симфоника», «оксирома», «крипта».
Сегодня можно с уверенностью сказать, что за годы активной научной деятельности Даниила Валентиновича вокруг него не только сложилась
академическая традиция, но и сформировалась научная школа — он подготовил 18 докторов и 30 кандидатов наук, многие из которых стали известными учеными: В.И. Жуковский — профессор Красноярского университета, создатель факультета культуры и искусств, А.В. Медведев, профессор Уральского федерального университета, один из создателей факультета искусствоведения и культурологии, заведующий кафедрой культурологии, автор ряда оригинальных книг по истории религии и теории культуры.
В авторском арсенале Даниила Валентиновича около 600 научных работ, среди которых 40 монографий и учебных пособий. Его вклад в науку и академическое творчество получил признание.
Так, еще в 1977 г. Д.В. Пивоваров стал лауреатом Всесоюзного конкурса молодых ученых по проблемам диалектического материализма (проводился Философским обществом СССР совместно с журналом «Вопросы философии») — его работа «О соотношении предметного и операционального компонентов научного знания» была признана лучшей.
Ученый совет Уральского госуниверситета в 1972 г. удостоил его 1-й премии за серию ста-тей в «Современном философском словаре»; в 1994 г. — 1-й премии за монографию «Диалектика субъекта и объекта» (написана в соавторстве с К.Н. Любутиным), в 2002 г. — 1-й премии за учебное пособие «История и философия религии» (в
соавт. С А.В. Медведевым); в 2007 г. — 1-й премии за учебное пособие «Философия религии»;
в 1999 г. — премии им. Татищева и де Геннина за издание «Современного философского словаря» (Лондон, Англия).
В 2014 г. Библиотечный Центр «Екатеринбург», который проводил издательский конкурс «Книга года», признал монографию Д.В. Пивоварова «Наука и религия: гносеологические очерки» (2014) лучшим научным изданием по гуманитарно-философскому профилю.
Д.В. Пивоваров удостоен звания «Почетный профессор Гуманитарного университета Екатеринбурга» (2001) и «Почетный профессор Уральского государственного университета» (2004).
В сентябре 2012 г. приказом ректора Уральского федерального университета профессору Д.В. Пивоварову присвоено звание «Лучший преподаватель УрФУ» в номинации «Профессор года» (по итогам 2011 г.).
Даниил Валентинович с 1986 г. он является членом специализированных диссертационных советов при УрФУ по философским наукам, по культурологии и по психологии; членом редколлегий журналов Сибирского федерального университета и Омского педагогического университета; был членом Проблемного совета по философии науки при ленинградском университете (1990–1993), Экспертно-консультативного совета по вопросам свободы совести и вероисповеданий при Администрации губернатора Свердловской обл. (1996–1999), с 2009 г. — член Экспертно-консультативного совета при Екатеринбургской епархии и Областного Совета по толерантности, Председатель экспертного совета по проведению
религиозной экспертизы при Главном управлении Минюста РФ по Свердловской области.
Избранное из творческого наследия Д.В. Пивоварова
Проблема носителя идеального образа: операционный аспект. Свердловск, 1986;
Экстраполяция в научном познании: специфика и проблема правильности. Иркутск, 1986 (в соавт. с В.А. Андрусенко, А.C. Алексеевым);
Операционный аспект научного знания. Иркутск, 1987;
Визуальное мышление в структуре научного познания. Красноярск, 1986 (в соавт. с В.И. Жуков-ским, Р.Ю. Рахматуллиным);
Неравновесные системы: целостность, эффективность, надежность. Свердловск, 1989 (в соавт. с Г.П.Быстраем);
Зримая сущность (визуальное мышление в изобразительном искусстве). Свердловск, 1991 (в соавт. с В.И. Жуковским);
Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург,1993 (в соавт. с К.Н. Любутиным);
Дух, душа и смысл жизни человека: учебн. пособие. Екатеринбург, 1993;
Методология научного познания (альтернативность и правильность научной экстраполяции). Оренбург, 1995 (в соавт. с В.А. Андрусенко);
Интеллектуальная визуализация сущности:
учебн. пособ. Красноярск, 1999 (в соавт. с В.И. Жуковским);
Синтетическая теория идеального. Екатеринбург;
Псков, 2000 (в соавт. с К.Н. Любутиным);
История и философия религии: учебн. пособ. Екатеринбург, 2000; 2-е изд. — 2004 (в соавт. с А.В. Медведевым);
Бог, пророк, Церковь: учебн. пособ. Екатеринбург, 2002;
Душа и вера. Оренбург, 2003;
Основные категории онтологии: учебн. пособ. по курсу «Философия». Екатеринбург, 2003; 2-е изд. — 2006;
Целостный человек: христианская традиция. Екатеринбург, 2005 (в соавт. с В.Я. Нагевичене);
Сакральный символ в языке религии. Екатеринбург, 2006 (в соавт. с Т.Б. Захарян); 2-е изд. — Saarbrücken, 2011;
Язык религии: учебн. пособие. Екатеринбург, 2006;
Визуальная сущность религии. Красноярск, 2006
(в соавт. с В.И. Жуковским, Н.П. Копцевой);
Философия религии: учебн. пособ. М.; Екатеринбург, 2006;
Симфоника: исходные принципы и понятия. Нижний Тагил, 2008 (в соавт. с Е.В. Рыльцевым);
Гносеология религии: учебн. пособ. Екатеринбург,
2009;
Онтология религии. СПб, 2009;
Праксеология религии: учебн. пособ. Екатеринбург, 2010;
Синтетическая парадигма в философии: избран.
статьи. Екатеринбург, 2011;
Краткая история западноевропейской философии
религии (XVII–XIX вв.): учебн. пособ. Екатеринбург, 2012;
Идея Бога в философии религии. Екатеринбург,
2012;
Философия религии: учебн. пособ.: в 3 т. Т. 1:
Онтология религии; т. 2: Гносеология религии. Екатеринбург, 2012.
Культура и религия: сакрализация базовых идеалов. Екатеринбург, 2013.
Faith-вера и belief-вера. (Анализ феномена веры в аспекте философии религии). Saarbrücken, 2014.