КУЛЬТУРНАЯ ДОМИНАНТА РОССИИ
Название «Культурная доминанта России» выдвинуто не мной, а оргкомитетом круглого стола «Самостояние России», но поскольку название доклада задано, то я заранее решил обозначить мои соображения по данной теме и я подумал, почему бы не отреагировать на эти программные вещи. Посмотрел литературу, поискал источники. Вообще термин «доминанта» в культурологии не используется, в философии тоже не употребляется, а в социологии говорится о культурной и классовой доминанте общества. Сам термин взят из психологии, физиологии и даже нейрофизиологии А.А.Ухтомского. В связи с этим термином речь идёт о том, что механизм человеческого мышления и его инструмент, мозг – одна из величайших загадок. Даже Н. Бехтерева, дочь Бехтерева, говорила, что она не знает, как работает мозг, хотя много лет была директором Института мозга. Вот поэтому мы используем ещё целый ряд терминов, которые могут быть ещё нам очень полезны. Это субдоминанта русской жизни, то есть доминанта, которая является источником подпитки ведущей доминанты. Это детерминация российской культуры в конечной инстанции. Далее, это сверхдетерминация культуры дополнительными факторами.
Мне кажется, что поиски в новой терминологии крайне интересны и для культурного понимания жизни народа. Вот, скажем, «русская идея» всегда меняет свою форму на протяжении всего существования нашего народа. Тезис «Москва – Третий Рим» выглядит совершенно по-разному. В романовской монархии действовала одна версия, затем ее интерпретации в ленинскую, сталинскую эпохи. В ленинскую эпоху «русская идея» выглядела как Третий Интернационал, при восходе глобальной мировой цивилизации русская идея приобретает новую форму. С большим трудом президент РФ пытается её нащупать, пытается сделать своего рода ее новую формулировку посредством компромиссных решений и сочетания интересов противоположных социальных сил. Партия «Единая Россия» с самого начала был чисто компромиссный проект, там была 1/3 сторонников президента, остальные – противники, но когда все слились в партию, получился феномен поддержки российского государства в его исторической форме. Нечто подобное происходит каждый раз на следующем новом этапе развития России. При этом интегрируются люди, пытаются создать общее мировоззрение, создать общий проект. Вообще Россия без проекта невозможна. Запад возможен без проекта, на Западе, как Вы знаете, нет общего проекта.
США имеют проект по отношению к индейцам, туземцам, к другим европейцам. Обмануть туземца – это нормально, расчленить его историческое природное богатство. Русская идея строится на модели глобального созидательного проекта, она устремлена во многом в будущее, то же самое относится к русской культурной доминанте, она относится к тому факту, что мир русского человека не удовлетворяет, человек своими действиями решает преодолеть его, это и есть вообще родовая сущность человека. То есть проект русского человека совпадает с родовой сущностью человечества. В этом смысле русский человек – это всечеловек. Если Вы согласны, что Вы камень и не меняете свою среду, Вы вписались в нее, Вы ничего не изменяете, а если Вы с этим не согласны, Вы - велосипедисты, Вы изменяетесь, начинаете двигаться, и с Вами меняется среда, создается новая природа. Сейчас в нашей стране все больше и больше тех людей, которые в общем-то не согласны с той ситуацией, которая сложилась, они не согласны с 1991-м годом (в первую очередь), с тем, что там произошло, они не согласны с тем, что существует глобальный разрыв между внутренней и внешней политикой. Внешняя политика страны нацелена на суверенитет, а внутренняя абсолютно антисуверенна. Ну и тема нашего круглого стола, я хочу Вам напомнить, это тема всё-таки самостояние России.
Самостояние – термин достаточно уникальный, русский и так звучит по-нашему. В геополитике, например, используется автаркия больших пространств. О. Бисмарк говорил, что только две страны в Европе могут быть автаркичными - Германия и Россия. А если сейчас посмотреть, Германия оккупирована, она сама колония, мы, если не колония, то протекторат, и именно в этом смысле идёт борьба за суверенитет, в этом смысле автаркия является нашим дальнейшим проектом. Другое дело, что в этой автаркии говорить об автономии – это вызывает большие сомнения, потому что автономия – это независимое автономное существование наряду с другими. Это вызывает большие сомнения в том, что автономия была у индейцев, туземцев. Автономия чем заканчивается? Вы прыгаете вокруг костра с томагавками, а потом Вы живёте в своих резервациях, территориях. Мы здесь сами по себе, независимые? Мы независимые в автономии, но оккупированы извне. Есть два проекта. Один касается русского народа как малого народа, - это этнократическое и не имперское понимание русскости, в целом это этнонациональное понимание русскости. Но есть второе, и более исторически верное и более оправданное имперское понимание русскости. Оно более широкое, в нем на просторах исторической России встречаются русские буряты, русские татары, русские чеченцы и русские русские.
Праздник Державы – это как раз широкое имперское понимание русскости. Он ориентируется на будущее, на развитие в целом, на восстановление Российской империи, Советского Союза, по крайнем мере, в исторических послевоенных границах 1945-1991 годов. Все термины, которые мы используем, достаточно многоплановые и новые и к ним надо относиться крайне внимательно, проводить своего рода экспертизу культурологическую, терминологическую, поэтому я с большим удовольствием услышал это название самостояние, совершенно свежий термин, он не используется в нашей государственной политике и может быть использован в качестве краеугольного камня создаваемой Россией государственной идеологией. Мы сейчас готовим большую конференцию по суверенитету России. Неоиндустрионализм против постиндустриализма. Победа неоиндустриального вектора развития России возможна только при полном государственном суверенитете. Возможно ли это у нас? Возможен ли успешный неоиндустрионализм в условиях, когда у России нет суверенитета? Для начала отметим, что у нас нет финансового суверенитета. Реализация культурной доминанты России возможна при полном суверенитете, а наша доминанта – это переделка мира, спасение мира, это то, что идёт от Ф.М. Достоевского, от наших предков. Я уже почувствовал в ХХ1 веке, что нахожусь в ужасном антирусском будущем и поэтому, как русский человек, я постоянно вспоминаю прошлое нашего народа, постоянно вспоминаю наших предков - но были бы они удовлетворены этим миром? В этом смысле меня этот мир не удовлетворяет абсолютно, тот, в котором мы находимся мир неправильный, исковерканный, искажённый и поэтому мы должны рваться в будущее, создавать новое будущее. Это не просто проект реализации повседневных желаний, но то, что связано в русской традиции с космосом, с освоением ближнего пространства, всего космоса человеческих отношений. Мы же человеческие отношения рассматриваем как особый космос отношений с соседями, отношений с родственниками. В этом смысле хотелось подчеркнуть, что проблема культурной доминанты русского народа является не просто проблемой этнонациональной организации русского народа (славян как таковых), русского народа как одного из нормальных народов наряду с другими народами.
В первую очередь, эта проблема той доминаты, которая может притянуть центростремительным образом к себе другие народы. Я подвожу своего рода итоги. Мы глядим на туркменов, таджиков. Они выбрасывают термины, связанные с русской историей, переименуют свои фамилии: был Рахмонов стал Рахмон, потому что нет того магнита, тех силовых полей русской культуры, которые всегда притягивали их к себе. Мы не выдвинули пока никакого проекта, к нам тянуться неинтересно. Зачем к нам тянуться, если мы просто повторяем американские и европейские культурные устремления? Второй момент, как мне представляется, ситуация на Украине. Почему она оказалась такая острая? Дерутся две державы, а между ними ещё партизанский отряд Донецка и Луганска. По идее войскам АТО надо поднимать красные знамёна и заявлять: «Мы не подчиняемся ни Российской Федерации, ни Украинской республике, ни Донецкой республике. Мы восстанавливаем единую территорию – Советский Союз». Речь об этом идёт. Но пока к этому люди не готовы. Есть один способ прекратить войны – создать новый союз, нового плана союз народов и государств.
Есть один способ преодолеть социальное неравенство – создать социалистическое общество, перейти на позиции социалистического общества. В противном случае, даже если мы и победим, у кого в руках заводы будут? Решение проблемы военным путём (побеждать, отвоёвывать, восстанавливать, притягивать к себе) - это не решение. Решение более фундаментально. Поэтому культурная доминанта предполагает создание обще-универсального общего глобального проекта, которое может возникнуть совершенно неожиданно в русском сознании. У нас же всё бывает так: неожиданно и быстро, за день, за два, за три. Вот так же в 1991 году. Они поехали уток стрелять, имею в виду обкомы правящей партии, а когда вернулись через 3 дня, СССР уже исчез, обкомы партии все опечатаны. Тогда же утки летели в августе, а вельможные охотники каждый год уезжали на отстрел уток. Тоже самое было и в 17-м году – вечером 25 октября трамваи шли при капитализме, а утром 26 уже при социализме, особо этого никто не заметил. В истории быстро идут изменения и эти проекты могут обладать способностью к синергии, моментальному схватыванию тенденций новых проектов и нам просто надо быть готовыми к этому, нам надо иметь разработки проектов, с тем, чтобы нас не рассматривали как каких-то мечтателей. Знаете ли, многих наших лидеров называли мечтателями, утопистами. В.И. Ленина вообще называли кремлёвским мечтателем, а когда Герберт Уэллс через несколько лет после встречи с Лениным приехал в страну, то обнаружил, что его встреча с Лениным была самым большим успехом в жизни. А Россия из нэповской стала социалистической, электрифицированной - то есть происходят неожиданные скачки. История знает круговороты и повторения. Повторения бывают совершенно на другом историческом векторе развития. Поэтому доминанта предполагает усвоение того лучшего, что было в русской истории, в старой русской истории, доцарской, доромановской, где русский народ был трудолюбивым народом, творцом и героем, не эксплуататором. Она будет предполагать лучшие русские черты России советской, социалистической. Она будет предполагать лучшие черты имперской, императорской России. В российской империи мы предполагали отстаивание интересов братских народов: болгар, сербов и утратили их. В СССР мы отстаивали наши глобальные границы и в итоге потеряли их. Сегодня наши постоянные конкурентные преимущества не только военные, но и культурные. Поэтому следует добавить к формуле, что у России есть союзники – армия и флот, ее главное конкурентное преимущество – культуру.
В свете сказанного мне представляется глобальная русская доминантная модель в культуре, в конечном счёте, она должна быть и мировой глобальной доминантой. У нас кстати это было в период 20-30 гг, а впоследствии эта доминанта существовала до 60 гг., уже там произошла ломка культурных традиций. Подводя итоги, термин, который тут задан, оказывается очень богатым и требует разработки, усовершенствования. Двумя фразами нельзя ограничиться, поскольку мы вступаем в сферу формулирования национальной идеологии России ХХ1 века.