С НОВЫМ УЧЕБНЫМ ГОДОМ, ИЛИ ЧТО НАМ ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ?
Похоже, сайт Министерства образования и науки РФ рухнул накануне 1 сентября. Нам не удалось на него пробиться, а потому не удалось ознакомиться с официальным поздравлением министра с Днем Знаний общественности России. Но министр О.Ю. Васильева накануне выступала в программе В. Соловьева и В. Соловьев по его собственному признанию ей «поверил». В российской культуре среди интеллигенции издавна принят принцип тождества бытия и мышления. Попросту говоря, человек делает то, что говорит и таким образом мышление соответствует поступкам.
А поскольку, как утверждают великие философы, бытие определяет сознание, то – «ничто человеческое» говорящему не чуждо. Весь вопрос заключается в том, каково общественное бытие этого говорящего субъекта. Если бытие комфортно, то в сознание проникают некие человеческие слабости и возникает лукавство, когда человек говорит одно, а делает другое. Так бывает часто при общении людей разных сословий, низов и верхов, ведь в демократическом обществе недопустимы рецидивы объявленного тоталитарным советского прошлого, когда исповедовался принцип «я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак».
Вот на днях министр говорит Соловьеву одно, а по официальной почте ректорам за неделю до начала учебного года приходит в виде приказа совершенно другое. Поздравления от нашего общества «Знание-народу» директорам школ и педагогическим коллективам встречают лишь вымученные улыбки – школы уже в прошлом году встретились с ФГОС 3++, а преподаватели высшей школы только сейчас приходят в ужас от нового приказа и в ответ на наши поздравления отвечают: «поздравлять с учебным годом, это то же, что поздравлять ломовую лошадь с новым сезоном».
Люди вспоминают прежнего министра Д. Ливанова. Он был западником, но откровенным: обещал повысить зарплату педагогам и повышал, обещал и делал и весь вопрос был в том, как и за счет чего он делал. С новым, с августа 2016 г. министром картина другая – обещали ввести час в неделю на астрономию и ввели, директора ищут телескопы и педагогов, обещали прекратить называть образование сферой услуг и прекратили. Правда, забыли закрепить это законодательно.
Возможно, в работе министра сказывается сопротивление чиновного аппарата министерства, возможно, само образование как идеологический аппарат государства в буржуазном обществе заменяющее церковь в паре с другим аппаратом – семьей, еще не выстроено в РФ в интересах целостного социального организма российской цивилизации. Поэтому мы все же поздравляем детей и родителей, студентов и преподавателей с новым, несомненно, трудным учебным годом! Нам предстоит сделать очень многое, в том числе по предначертаниям министерства. Это будет год вновь юбилейный: завершится год столетия Великой революции и начнется год столетия Гражданской войны. В этот год в месяц воссоединения с Крымом состоятся выборы президента.
Придется много думать, понимать, сравнивать. Нам всем придется голосовать не сердцем, а выбирать умом. Значит, надо быть умными, понять и вспомнить все. Учиться будут все – дети и старики, а взрослые наконец-то будут умнеть, и взрослеть под влиянием детей и стариков. Санкции тому порука, пора обществу консолидироваться, изжить вирус поражения в холодной войне и бездумного потребительства.
Ниже мы приводим материал, опубликованный сайтом «Накануне» и размещенный на целом ряде других заинтересованных ресурсов.
Правление Общества "Знание-народу"
"Мы будем тратить сотни часов на переписывание программ": Минобр утвердил новые ФГОСы с ориентацией на "компетенции"
За неделю до нового учебного года Министерство образования и науки РФ озадачило руководителей и преподавателей вузов новыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОСы), вступающими в силу уже в этом году. Каждый день новые "ФГОСы высшего образования с учетом проф. стандартов 3++" по различным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры появляются на портале координационного совета учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, передает корреспондент Накануне.RU.
ФГОСы 3++ или ФГОСы "третьего поколения" – это модернизированные образовательные стандарты, которые, судя по сравнительным презентациям, от предыдущих отличаются ориентацией на "компетенции" ("способность применять знания и умения в определенной области") и "компетентностный подход" ("умение работать с информацией и готовность к реальным жизненным ситуациям").
Также в модернизированных стандартах вводятся новые понятия (УК – универсальные компетенции, ПС – профессиональный стандарт, ОТФ – обобщенная трудовая функция, ПООП – примерная основная образовательная программа, ОПОП – основная профессиональная образовательная программа), изменена структура программ бакалавриата, а лекционные часы заменены на "контактные". Новые ФГОСы по различным программам появляются на сайте каждый час
Новые ФГОСы по приказу министра образования и науки Ольга Васильевой вступят в силу с 30 декабря 2017 года.
А уже с 1 сентября руководители и преподаватели вузов должны будут перекроить часть документов под новый "порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры", утвержденный приказом Минобра еще в апреле. В нем речь идет о составлении расписания, продолжительности занятий, перемен и каникул, разделении образовательного процесса на периоды.
Судя по реакции преподавателей, новые ФГОСы и "порядки" доставят им немало хлопот, связанных с переписыванием всех документов и учебных планов.
Заведующая кафедрой филологии и методики, профессор Иркутского государственного университета (ИГУ) Ольга Юрьева обратила внимание на то, что ФГОСы, по закону, должны обновляться раз в пять лет, которые с 2013 года еще не истекли.
"Ну что, коллеги, можно нас поздравить! С новыми ФГОСами! Я не буду говорить о том, чем нам грозит сия оказия: переписывание всех документов, программ, учебных планов, путаница с совмещением пресловутых компетенций, листами изменений и пр., и пр. Меня интересует другое. По закону стандарты должны меняться только один раз в пять лет: приняли студентов на этот стандарт, по нему и выпустили. А что получается сейчас? Наш нынешний пятый курс будет учиться по четвертому стандарту?! Ведь это, по сути, противоречит не только здравому смыслу! Если дисциплина продолжается в следующем семестре, то в прошлом я должна была формировать одни компетенции (будь они неладны), а в следующем – другие?!" – написала Ольга Юрьева на своей странице на "Фейсбуке".
Министерство образования, по ее словам, хитро обошло закон: ведь ФГОСы вовсе не новые, а лишь улучшенные старые. Напомним, что прежний ФГОС сопровождался припиской "3+".
"А ничего, что в нем меняется главная составляющая – компетенции, и даже названия практик! И вот, вместо того, чтобы заниматься своим делом, мы будем тратить сотни часов, огромные усилия, чтобы переписывать программы, вникать в составленные не имеющими к образованию никакого отношения людьми таблицы-отчеты (в инструкции к синхрофазатрону легче разобраться!), опять переводить тонны бумаги, чтобы кто-то, сидящий у кормушки, довольно похлопывал себя по карману, положив туда миллионы, направленные не на улучшение образования, а на разработку новых, ничего не улучшающих и не модернизирующих документов! Пусть мне докажут, что введение новых ФГОС поднимет наше образование на новые "высоты", но только по пунктам, конкретно! Пока это восхождение на "зияющие высоты" больше походит на усилия по развалу всего, что еще кое-как сохранилось! Такое впечатление, что минобр заботится только о том, чтобы не дать нам время на совершенствование лекционных курсов, самообразование, написание научных работ, работу со студентами, изо всех сил загружая нас и заставляя заниматься "мартышкиным трудом" - ведь мы точно знаем: то, что мы сделали сегодня, завтра отправится в корзину! Доколе?!" – написала Ольга Юрьева.
В комментариях коллеги-преподаватели согласились с профессором и предложили составить обращение к чиновникам, от бурной деятельности которых им приходится чуть ли не каждый год заниматься бюрократией вместо выполнения своих основных функций.
"А давайте действительно организуем кампанию по сбору условий и предложений, на которых будет основано взаимодействие минобра с реальными преподавателями. На данном этапе уже много лет действует система "прикармливания" начальников структурных подразделений в вузах, да и студентов, а еще вариант: в руки одних рабов выданы кнуты, которыми они должны стегать остальных рабов, а за это они освобождены от самой работы. И редко кто из начальства идет на откровенный конфликт с администрацией вуза - это уже считается героизмом", – прокомментировала бывший преподаватель Южного федерального университета.
"Как идти на конфликт с начальством, если я вижу, что оно тоже работает, как раб на галерах? Придешь в дирекцию в 8 утра – уже сидят, придешь в 8 вечера – еще сидят! Причем не просто команды раздают, а сколько бумаг сами заполняют, проверяют. Завопишь иногда, а потом понимаешь – они-то чем виноваты, что в министерстве бумажный зуд шизофренический?" – добавила Ольга Юрьева и предложила эксперимент: всех разработчиков документации распределить на один год в школы и вузы и заставить их лично заполнить придуманные ими бумаги.
"Пусть нам покажут, как работать надоть, научат, так сказать! Но зарплаты наши, по квалификации. Способ второй: не оплачивать сочинение документации и провести аттестацию всех сотрудников на профпригодность. Представляете "кака така тякучка" там начнется? А уж как мы-то заживем, аж дыхание в зобу спирает от восторга!" – заключила профессор.
http://netreforme.org/tag/ministr-vasileva/