ЧЕМУ И КАК УЧАТ В ШКОЛЕ. В КАКОЙ ШКОЛЕ?
Председатель правления
«Знание-народу»
профессор Некрасов С.Н.
Вспомним детскую песню «Учат в школе» на слова Михаила Спартаковича Пляцковского, советского поэта-песенника. Из текста становится все понятным – учат хорошему и даже лучшему в жизни. Нет тут ЕГЭ, нет и «Основ православной культуры». «Все лучшее – детям», как говорили с высоких трибун советские вожди. Но тогда речь шла о советской школе, созданной, и с самого начала направляемой советской властью, когда вместо учителей были «Шкрабы» - школьные работники, когда использовался бригадный метод в обучении. И тогда правящая партия подвергла в своем постановлении критике «педологические извращения в системе Наркомпроса». Все это очень помогло осуществить ленинский план построения социализма, создать нового советского человека, который и победил в Великой Отечественной Войне. В результате сформировалась советская школа – русская классическая по форме и социалистическая по содержанию. Именно в этой школе в младших классах учили «писать тонким перышком в тетрадь». Об этой школе и песня «Учат в школе»:
«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
К четырем прибавить два, по слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить и воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Находить Восток и Юг, рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И не путать никогда острова и города
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Про глагол и про тире, и про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Крепко-накрепко дружить, с детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе».
Но нынешние реформаторы школы и антисоветские либералы тоже не с неба спустились: они выросли в школах, в наших школах. Были и инструменты их выращивания. Один из них – шариковая ручка. Не удивляйтесь, простая ручка, полезная на почте и в поликлинике, привязанная бечевкой для общего пользования. Но, как и когда эта ручка проникла в школу? Поделюсь воспоминаниями.
Учился я в 60 гг. в так называемой спецшколе. Тогда она называлась «школа с преподаванием ряда предметов на английском языке». Учили нас дети и потомки белоэмигрантов. В маленьких классах были дети из элитных семей: дети директоров заводов и дети разного начальства, отпрыски передовой гуманитарной интеллигенции и офицеров. Я и относился к детям интеллигентов и военных. Родители и друзья-соседи в хрущевскую эпоху активно перемещались по стране, выезжали за рубежи Родины, привозили западные штучки и рекламные проспекты. Жена директора завода, по совместительству - преподаватель истории КПСС в университете рассказывала нам о поездке в Швейцарию. В моем классе была дочь директора крупнейшего завода, дочка ректора юридического института, сын декана университета, дочь полковника начальника городской тюрьмы, были и дети попроще – я сын офицера, преподавателя математики в Суворовском училище, инвалида войны и учителя истории. Были дети, живущие с бабушкой, дети сапожников, сын судьи, дочь прокурора. Это была подлинная демократия. Как-то в класс в полной форме, с портупеей пришел отец девочки, начальник тюрьмы и в плане воспитательной работы с мальчишками, бесконтрольно дергавшими одноклассниц за косички в знак внимания и презрения к ним, рассказал нам о «пролетарской демократии». Скрипя сапогами, он пояснил нам в доступной форме суровым голосом сущность пролетарской демократии. Коммунистом на всю жизнь я стал с того урока в шестом классе. А ведь говоря современным языком, поводом для воспитательной беседы был просто харассмент - приставания и знакомства с противоположным полом в период полового созревания. Но поскольку мальчиков в классе спецшколы было пять, а девочек девятнадцать, то после памятного визита «тюремщика», как мы его назвали, победила дружба полов и уже летом все дружно отправились на теплоходе в Волгоград смотреть только что отстроенный комплекс памятников Сталинградской битве.
Перьевая ручка, которой я писал с 1959 г. имела массу преимуществ: можно было, не торопясь писать и выводить буквы, любоваться своим почерком, отдыхать и снова писать. Учительница в младших классах давала нам отдых, и мы весело повторяли, тряся пальчиками: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали, мы немножко отдохнем и опять писать начнем». Такая тоталитарная манипуляция детьми, сказали бы либералы!
Как выглядела простая перьевая ручка? Она была крашенной деревянной круглой палочкой, как правило, желтой или красной. Только у учителей были массивные ручки из прозрачной пластмассы. А раз ученическая ручка была деревянная, то кончик ее был обычно обгрызен детскими зубами в минуты размышлений. На конце ручки была металлическая насадка, в которую и надо было вставлять перышко. Стальные и железные перья продавались в канцелярских отделах «Детского мира» в коробочках под разными номерами (ученическое перо № 2, ученическое перо № 3) и подлежали периодической замене, поскольку раздвоенное жало пера слабело, а бывало, его половинка отламывалась, и перо не могло удержать чернила. Но какие замечательные красные чернила для отметок и записей в журнал были у учителей! Сами учителя пользовались стальными перьями с очень тонкой линией, их перья как чертежные приборы давали ровную всюду линию и не расширялись на конце.
А писать нам надо было, обмакивая перьевые ручки в чернильницы: чернильницы мы приносили с собой в школу в специальном мешочке, который несли отдельно от портфеля в руке. На партах были вырезаны круглые площадки для установки чернильниц. Дома папа заправлял чернильницу из большой фиолетовой бутылки, потом затыкали отверстие фаянсовой чернильницы пробкой. Папа рассказывал, что когда он учительствовал до войны в 20-30 гг. в сельских школах, дети сами делали чернила и писали на обрывках газет. Во втором классе была приобретена ладная пластмассовая чернильница-непроливашка – из этого чуда техники не выливалось ни капли, зато заливать чернила приходилось не через узкую горловину, а раскручивая всю конструкцию пополам. Сами ручки хранились в деревянном пенале с отодвигающейся вбок крышкой. Там же и лежала перочистка – конструкция из нескольких тряпочек скрепленная посередине блестящей заклепкой. Полагалось перышко на ручке вставлять между тряпочек и очищать его от соринок.
В результате такой процедуры, конечно, пальцы были измазаны чернилами, а кляксами были украшены тетради и даже дневники – особенно в нужных местах для сокрытия двоек. За пером волочились ниточки и вымазанные чернилами мушки, которые снимались промокашкой, многими промокашками. Ах, как удобно было на промокашках решать примеры или прикрываться при игре с соседом по парте в морской бой! Иногда с пера соскальзывали кляксы, в советских мультфильмах это было показано достоверно: просто случались жидко разведенные чернила или ученик слишком глубоко макал ручку в «чернилку» так, что слышался глухой стук пера о дно. Иногда весь класс на контрольной работе сосредоточенно громко стучал перьями, извлекая остатки чернил из чернильниц.
Но при всех этих неудобствах и мелочах отрывающих драгоценное время вырабатывался идеальный почерк, который сохранялся на всю жизнь. И даже шарик не мог убить у нашего поколения этот почерк. Шариком легко черкнуть в ведомости почтальона, в записи стенографа. Впрочем, в этом году шарик убил профессию стенографа, и теперь в РФ ее официально уже нет.
В пятом классе, когда установился почерк, нам разрешили писать перьевыми авторучками. Ручки были разные – с пипеткой на конце и с поршнем, засасывающим чернила. Нас даже сводили на экскурсию на завод по производству авторучек. Там в ящиках нам разрешили набрать сколько угодно бракованных авторучек и запчастей к ним. Целый год мы играли этими ручками, менялись ими, воображая их то в виде ракет будущего, то шпионских радиостанций, то пистолетиков. Мы уверенно писали авторучками как взрослые. Конечно, нажим на авторучках был слабее, буквы выводились не столь прилежно, чернила расплывались на плохой бумаге, но автоматизм письма в начальной школе уже был выработан – ручка крепко держала в руке и управлялась волей и разумом ученика.
И вдруг в шестом классе у сына декана филологического факультета (а у него все было раньше всех – то книга Стругацких, то жвачка, то ручка) появилась блестящая металлическая трехцветная ручка. Я долго представлял ее во снах до тех пор, пока сосед-полковник, заместитель облвоенкома, не вернулся из отпуска в Крыму и не подарил мне в качестве сувенира ручку: она выглядела как сигарета с фильтром, разбиралась и превращалась в ручку. Но она не потрясла класс, поскольку была фактически игрушкой. Летом из ГДР от дяди-полковника и тети-инженера пришла посылка родителям. В ней были какие-то необычные вещи для Свердловска: яркая нетканая скатерть, которая продержалась как праздничная 30 лет, нейлоновая рубашка - отцу, ночнушка - маме, модный батник для меня, дымчатые очки в черепаховой оправе с неправильно проставленным расстоянием между зрачками и, о чудо, трехцветная металлическая ручка с запасом тонких стержней! Я победил в соревновании первых владельцев ручек. Потом были другие ручки – пластмассовые, четырехцветные, наборы ручек, юбилейные к 50-летию Великого Октября. Много было ручек, но у меня до сих пор благоговейное отношение к ручкам – я их коллекционирую. Но с этого момента почерк у меня, а потом и у класса испортился. Ручка обладала своей жизнью. Ее трудно было удержать, она чертила линии по своей воле и делала лихие росчерки – это и осталось на всю жизнь в моей замысловатой подписи.
А какой пьянящий запах пасты исходил от этой изящной заграничной часто одноразовой штучки! Потом мы ходили в комбинат бытового обслуживания «Рубин», в котором шарик вынимали из пишущего узла, стержень заполняли новой пастой из большого металлического цилиндра, шарик завальцовывали и ручка была готова к работе. Но это был не тот коленкор – ручка подтекала и пачкала карман (да, да, ручки стали носить в нагрудном кармане!), писала плохо с воздушными пробелами, а запах был без заграничной отдушки. Некоторые умельцы сами делали пасту по совету журнала «Химия и жизнь» и в результате писали жирными свекольного цвета линиями.
Ручка, вначале представляемая как волшебная палочка Незнайки, оказалась господином – маленьким чертиком, который воткнулся в руку и направлял ее. Что-то вроде сцены из многочисленных фильмов о «Хищниках» - когда эмбрион чужого, фейсхаггер вылетает и прирастает к голове жертвы. Шариковая ручка стала формировать новое буржуазное общество, прошло всего двадцать лет и Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев первым из государственных руководителей начал подписывать документы шариковой ручкой «Паркер». А еще через пять лет СССР не стало – из 22 млн. квадратных километров осталось 17, население страны сократилось вдвое, Россию вернули на три века назад – в ХVII столетие.
Получается, что ручка управляет мозгом, мозг управляет телом, а так как мыслит не мозг, но человек при помощи мозга и не человек на самом деле как общественное существо, а общество мыслит и выдвигает идеи, которые становятся материальной силой и овладевают массами. Но получается, что предмет начинает управлять мыслями отдельного человека и общества. И это только первый предмет. И это не Робинзонада – воображаемый человек на необитаемом острове. Как известно, важнейшим спасенным с корабля предметом даже для литературного Робинзона была Библия: англичанин первым делом возблагодарил всевышнего и объявил себя губернатором острова. Существует масса других социальных предметов, например, свечки. Любой религиозный проект и праздник обеспечивается ими с потрясающей прибылью. Миллионы ручек и миллионы свечек, которых ласково именуют «свечечки».
У нас почему-то считают, что образы западной жизни «джинсы, жвачка, кока-кола» уничтожили реальный социализм – эти образы и их воплощение оказались сильнее реальности. Однако мы все же выдвигаем приоритет ручки и свечки – это поистине молитвенные предметы повседневного пользования. Преклони колена, поставь свечку и уверуешь! А не наоборот, уверуй, преклони колена и поставь свечку. И с ручкой тот же механизм социального управления – возьми и пиши и твои психомоторика руки и тела, извилины мозга изменятся. Пальцы, множество нервных окончаний выходят из-под контроля мозга. А ведь пальцы – это по богатству нервов – частичка мозга вынесенная вовне. Вспомним, что было с детьми перестройки, которые привыкли застегивать обувь и одежду на липучки: они деградировали в умственном развитии.
Внутренняя речь при спонтанном скоростном письме нарушается, она фрагментарна и бессвязна: внутренняя речь, ритмика дыхания в соответствии с сердцебиением соответствует темпу и смыслу шифрующего мысль письма. Ручка в руках формирующегося человека, ребенка становится триггером – ускорителем неестественного развития как количественного роста. Уберите игривую ручку из рук ребенка – это требование должно быть столь же естественным, как надо забрать у ребенка возможность пользоваться табаком и алкоголем. А потом очередь дойдет до смартфона и до социальных сетей. Пока же почитайте, что такое перьевая ручка для ребенка и общества.
«ПОЧЕМУ В СССР В ШКОЛАХ БЫЛИ ЗАПРЕЩЕНЫ ШАРИКОВЫЕ РУЧКИ
По мнению отечественных экспертов в области педагогики, главная причина долгого запрета на использование шариковых ручек в общеобразовательных учреждениях Советского Союза была связана с тем, что они не способствовали вырабатыванию у учащихся хорошего почерка.
Современные педагоги смотрят на эту проблему шире – есть мнение, что перьевые ручки на начальном этапе обучения – это идеальный инструмент для письма, положительно влияющий на психомоторные способности ребенка.
Когда они появились в Советском Союзе
Широкое распространение в СССР шариковые ручки получили в конце 60-х годов, но долгое время на вооружение советских школьников они не принимались. Поначалу качество таких письменных принадлежностей оставляло желать лучшего. Но главной причиной отказа от пользования шариковыми ручками была борьба за каллиграфический почерк советского учащегося.
До середины 70-х годов школьники СССР пользовались перьями с чернильницами-«непроливайками» и позже – перьевыми ручками, заправлявшимися чернилами из фабричных флаконов. Если учитель замечал, что текст в тетради написан шариковой ручкой, он мог поставить ученику «двойку», как за невыполненную работу.
Какие минусы у шариковой ручки?
По мнению директора московской школы № 760 Гармаша, советские запреты на пользование шариковыми ручками были призваны не только и не столько выработать у ребенка красивый почерк, сколько обеспечить оптимальные условия для его психофизического развития.
Владимир Юрьевич ссылается на мнения медиков, которые сделали выводы не в пользу шариковых ручек для детей младшего возраста: при подобном письме у ребенка происходят задержка дыхания, сбой сердечного ритма. К тому же, беспрерывно писать шариковой ручкой в таком режиме младшеклассник способен до 20 минут, что неблаготворно сказывается на его здоровье.
При письме шариковой ручкой мышцы спины и живота у школьника напряжены, отчего страдает моторика ребенка. Во многом вследствие этой вынужденной скованности возникают многие детские заболевания, снижаются учебно-познавательные возможности детей.
Плюсы пера
С Владимиром Юрьевичем согласен и другой авторитетный специалист в области отечественной педагогики и медицины доктор медицинских наук, почетный работник общего образования В. Ф. Базарный. Владимир Филиппович убежден, что отказ от использования перьевых ручек в советских школах был неправильным решением: эти письменные принадлежности оптимально подходят для развития определенных навыков у ребенка в школе и более того, процесс письма перьевой ручкой проходит в унисон с психофизической деятельностью школьника.
Во-первых, пользование перьевой ручкой изначально правильно «ставит» руку ребенку, во-вторых, жизненные ритмы организма – мозговые импульсы, сердцебиение, частота дыхания, протекают в той же частоте, что и процесс импульсно-нажимного каллиграфического письма таким прибором, считает Базарный.
Подобное письмо, по мнению ученого, со временем способствует выработке у ребенка моторного автоматизма, сообразующегося с природой эндогенных биоритмов. Базарный убежден, что использовать перьевые ручки достаточно на протяжении первых лет обучения – затем нужный, правильный ритм письма сохранится у человека и при письме другими принадлежностями.
Педагоги из земской гимназии Балашихи, где учащиеся используют перьевые ручки, говорят, что дети ими пишут более грамотно и обдуманно. Ребенок выполняет задание спокойнее, потому что частота нажатий на перо совпадает с сердечным ритмом. Более того, перьевой ручкой писать легче, чем шариковой: не надо так сильно нажимать на бумагу.
В каких странах пишут перьевыми ручками
На государственном уровне в начальных классах обязывают пользоваться перьевыми ручками на Украине, в Германии. В прошлом году Ассоциация родительских комитетов и сообществ обратилась с открытым письмом к Президенту России, министру образования и другим уполномоченным лицам, в котором просила поддержать систему обучения и национального патриотического воспитания детей «Русская классическая школа».
Проект, в частности, предусматривает возврат ко многим положительным методикам и инструментарию преподавания в общеобразовательных учреждениях, применявшихся в СССР. Есть в нем и пункт об обязательном использовании перьевых ручек вместо шариковых в младших классах».
http://homad.ru/pochemu-v-sssr-v-shkolax-byli-zapreshheny-sharikovye-ruchki/