День Октябрьской революции 1917 года в России
Правление Общества "ЗНАНИЕ-НАРОДУ" поздравляет всех с официально отмененным, но тем не менее актуальным праздником "Днем октябрьяской революции 1917 года в России" и публикует для размышления статьи, выражающие отношения различных авторов к данному празднику:
Красный день календаря
Константин Семин о народном ополчении, спасшем страну 7 ноября
(источник: сайт Накануне.ру)
Вообще-то, если по совести, праздником нужно объявлять 4-7 ноября. Потому что 7 ноября власть в Петрограде взяло точно такое же народное ополчение, как и то, что штурмовало Китай-город в 1612. И, кстати, с точки зрения Речи Посполитой, перехватившей контроль над распадавшимся на уезды русским государством, товарищи Минин и Пожарский выступали в качестве опасных провокаторов и революционеров. Польские паны обращались к ним с примерно такими словами:
"...Если ты, Пожарский, кроме находящихся при тебе своевольников и шпыней, присоединишь к себе еще вдвое больше таких же бунтовщиков, то и тогда, при Божьей к нам милости, не получишь пользы".
москва красная площадь|Фото: Накануне.ru
Короче, Минин и Пожарский вполне могут считаться одними из первых в нашей истории большевиков. Неслучайно при кровавом тиране и человеконенавистнике Сталине ополченцы были восстановлены в правах и возвращены в пантеон национальной славы (см.фильм "Минин и Пожарский", 1939 г. студия Мосфильм) И наоборот, большевики, издавшие в феврале 1918 манифест "Социалистическое Отечество в опасности!" в целом повторили смысл воззвания Козьмы Минина.
плакат, народ, революция|Фото:плакат
Сравните: "Выполняя поручение капиталистов всех стран, германский милитаризм хочет задушить русских и украинских рабочих и крестьян, вернуть земли помещикам, фабрики и заводы – банкирам, власть – монархии. Германские генералы хотят установить свой «порядок» в Петрограде и в Киеве. Социалистическая республика Советов находится в величайшей опасности. До того момента, как поднимется и победит пролетариат Германии, священным долгом рабочих и крестьян России является беззаветная защита республики Советов против полчищ буржуазно-империалистской Германии."
первые добровольцы красной армии, народ, революция|Фото:хроники
И:
«Оставляйте вы свои домы,
Покидайте ваших жён, детей,
Вы продайте всё ваше злато-серебро,
Накупите себе вострых копиев,
Вострых копиев, булатных ножей.
Пойдёмте-ко мы сражатися, за матушку,
за родную землю,
За родную землю, за славный город Москву"
Как известно, в СССР авторитет Минина и Пожарского не ставился под сомнение. Никто не упрекал народно-освободительное движение 1612 в "отстаивании интересов имущих классов и примкнувших к ним паразитических элементов". Однако после 1991-го года Великая Октябрьская Социалистическая Революция превратилась в жупел, которым теперь пугают детей, а "Красный День Календаря" из этого самого календаря уже двадцать пять лет пытаются выдрать.
Не получается.
картина, революция, народ|Фото:facebook.com
Как не получается и противопоставить в народной памяти образ Ополчения-1612 образу Ополчения-1917. Ибо народ-то — один. И среди штурмовавших Зимний революционных рабочих, солдат и матросов, уверен, можно было без труда найти человека, похожего лицом на земского старосту Козьму Минина и зарайского воеводу, князя Дмитрия Пожарского.
Константин Семин
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ
Павел Полуян
(эксклюзивный материал от нашего автора из г.Красноярска)
В день коммунистической революции, хочу затронуть одну важную тему. Но для начала сошлюсь на интересный пост одного нашего бывшего соотечественника, живущего сейчас в Германии http://muennich.livejournal.com/70089.html. Его дочь учится в тамошней гимназии и рассказала ему, как на уроке учитель предложила изучить коммунистическую утопию Томаса Мора - английского писателя XVI века. Там описано справедливое общество без частной собственности - с коллективным трудом и стандартизированным индивидуальным потреблением. В результате изучения "Утопии" абсолютное большинство учеников выразили желание жить при таком общественном строе. И только дочь автора сформулировала отказ, поскольку путь к этому обществу лежит через кровавую революцию. Разумеется, она была права - тем самым смутила учительницу, которая вынуждена была свернуть тему.
А ведь тема затронута богатая и важная. Особенно для нас она важна, поскольку понимание исходной этической точки коммунистической идеи помогает сформировать правильное отношение к Великой Октябрьской Социалистической Революции. Часто это народное движение (вызванное условиями войны и спровоцированное внешними влияниями) иные публицисты изображают как путь кровавого зла. Однако не надо забывать, что исходная идея социалистических преобразований была очевидно благородна и жизненно важна. Ведь это очень серьезно: может ли человеческое общество избавиться от зла, несправедливости, зависти, стяжательства и прочих социальных язв?
Идея о том, что человек по природе добродеятель, и только частная собственность (на средства производства и вообще) его портит - в свое время казалась бесспорной. Соотетственно, вся наша революция была проникнута этой идеей - вспомните книги и стихи того времени (Андрей Платонов, Аркадий Гайдар, Владимир Маяковский и др.). Правда, из идеи следовал один нехороший логический вывод, дескать, людей из эпохи частной собственности уже не переделать (разве что "перековать" в трудовом лагере) и, значит, нечего жалеть старое общество. Надо, мол, ждать, когда придут НОВЫЕ ЛЮДИ - вот тогда наступит настоящий КОММУНИЗМ.
Однако, как мы знаем, эксперимент не увенчался успехом. и в итоге произошло то, что я называю "коммунистическая трагедия". Оказалось (вроде бы оказалось), все люди по природной сути своей, от роду - "заточены" на неравенство и взаимоугнетение. А тогда: если коммунизм невозможен, то все позволено. Ощущение это, я полагаю, сыграло важную роль в разгуле стяжательства и преступности в 90-е годы в РФ. Разгул вроде бы утихомирился, но основная этическая проблема остается: неужели нельзя устроить человеческое общество БЕЗ ЗЛА?
Кстати, надо добавить, что фашистская утопия тоже существовала и была, как раз, четко противоположна коммунистической. Она как раз основывалась на аксиоматически принятом природном неравенстве людей и воле к господству одних над другими. Соответственно, создавалось общество с расой господ и всеми остальными "недочеловеками" - унтерменшами, по природе обреченными к подчинению и рабству. Сейчас эта фашистская идеология провозглашается вновь - предлагается реально создать с помощью генных модификаций и биотехнологий расу покорных рабов, которые туповаты, но исполнительны-покорны. Этого, например, требует в своем блоге либерал Никонов (он предлагает также - дабы рабы не вызывали сочувствия - придать им уродливый вид и гномообразный низкий рост).
И, завершая разговор, надо упомянуть про советских писателей коммунистов-утопистов позднего времени - Ивана Ефремова и братьев Стругацких. Они, конечно, понимали эту проблему и пришли к выводу, что только целенаправленное воспитание и психотреннинги могут дать на деле коммунистического человека, свободного от зла стяжательства и властолюбия. Так ли это - покажет будущее.
Павел Полуян